Версия для слабовидящих

МБДОУ "Детский сад №22"

171164, Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Тимирязева, дом 32-34

Телефон

8(48233)6-23-42

Эл. почта volochek.sad22@yandex.ru

МБДОУ "Детский сад №22"

Адрес: 171164, Тверская область, город Вышний Волочёк, улица Тимирязева, дом 32-34
Телефон: 8(48233)6-23-42
Эл. почта: volochek.sad22@yandex.ru

Памятка для родителей

Профилактика семейного неблагополучия и жестокогообращения с детьми. Профилактика семейного неблагополучия и жестокого обращения с детьми. Семья – базисная основа первичной социализации личности. Именно в семье начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Социально-психологическими исследованиями выявлено, что влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средств массовой информации. Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка. Сегодня семья как основной социальный институт затронут системным кризисом. Все больше семей оказывается на грани перехода из категории неблагополучных в категорию семей “группы риска”, увеличивается количество неблагополучных семейных союзов. Анализ исследований, изучающих проблемы семьи показывает ухудшение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. К неблагополучным семьям причисляют те, в которых не удовлетворяются устойчивые потребности членов семьи, необходимые для нормальной жизнедеятельности членов социального общества. В такой семье нарушена структура, размыты внутренние границы, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции. К факторам социального риска, отрицательно влияющими на выполнение семьей своих функций, относятся: Социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия. Парадоксом времени является то, что и сверхвысокие доходы «новых русских» также являются фактором риска в воспитании детей. Медико-социальные факторы: экологически неблагоприятные условия, инвалидность либо хронические заболевания родителей, других членов семьи, вредные условия работы родителей, и особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами. Социально-демографические факторы: неполная или многодетная семья, семьи с несовершеннолетними либо с престарелыми родителями, семьи с повторным браком и сводными детьми. Социально-психологические и педагогические факторы: семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным уровнем, деформированными ценностными ориентациями. Криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни семьи, семейные скандалы, проявление жестокости и семейного насилия, наличие судимых членов семьи. Семьи, переживающие хронический кризис, находятся в состоянии глубокого страдания, боли, опустошенности и отстраненности от реальности. Для взаимодействия с миром им требуется огромное количество энергии и внутренних сил, которых не находится в силу общего состояния безнадежности. Чаще всего они пребывают в отчаянии и переживают беспомощность в виде ярости и неприятия окружающего мира. Состояние кризиса является для них привычной нормой. Главная задача выживания в неблагополучных семьях связана с необходимостью выживания и оборонительных действий при столкновениями с трудностями. Первую группу составляют семьи с явной (открытой) формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные, асоциальные, социально опасные семьи. Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота, неправильный уход и питание, физическое, сексуальное и психологическое насилие, игнорирование душевного мира и переживаний). В результате у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее. В подобной семье полностью нивелируются чувства любви, уважения, долга, ответственности друг за друга. Дети из конфликтных семей выходят в мир с глубокими внутриличностными проблемами. Эмоциональная нестабильность семейных, супружеских и родительских отношений, отсутствие единства мнений и солидарности родителей в их педагогическом воздействии на ребенка – все это часто приводит к формированию у ребенка чувства страха, неуверенности в себе, неверия в свои силы и способности, к замкнутости и нелюдимости, уходу в себя. Важным показателем неблагополучия становится разрушение внутрисемейных отношений, связей и взаимодействий. Вторую группу представляют внешне спокойные семьи. Внешне урегулированные отношения в таких семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения на уровне как супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети часто испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости супругов, их педагогической несостоятельности. Следствием подобной семейной обстановки часто становится ярко выраженный эгоизм ребенка, его заносчивость, нетерпимость, трудности общения со сверстниками и взрослыми. В таких семьях дети находятся в состоянии дефицита общения, близости, любви и защищенности, не имеют возможности приобрести уверенность и радость жизни. В целом, неблагополучные семьи отличаются социальной неустойчивостью, психологическими деформациями, напряжением и эмоциональной нестабильностью. Неблагополучные семьи Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна - это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей. Неблагополучные семьи подразделяются на семьи: -с явной (открытой) формой неблагополучия; - со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные). Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя. К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения. Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия). Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы - отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д. Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками. Основные причины семейного неблагополучия. Для современного общества наиважнейшим базисным социальным институтом является семья. Не вызывает сомнения, что духовное богатство и благополучие общества во многом обусловлены уровнем культуры и благополучие семьи, и наоборот, материальное состояние семьи зависит от экономического благополучия общества. В семье формируется тип личности с определенными ценностями и потребностями, от семьи зависит восприимчивость человека к природе, искусству, литературе, активному досугу. Влияние и пример родителей и других родственников предопределяют социализацию и нравственное становление личности ребенка. Духовная связь и преемственность поколений в семье с первых дней жизни способствуют усвоению системы ценностей, семейных традиций, стереотипов поведения и общения. В нашем обществе одной из ведущих причин семейного неблагополучия является алкоголизм одного или обоих родителей. Нет точных статистических данных о том, сколько людей страдают от алкогольной зависимости и сколько детей воспитывается в таких семьях, хотя совершенно очевидно, что число этих детей увеличивается с каждым годом. Как отмечают психологи, взрослые в такой семье, забыв о своих родительских обязанностях, целиком и полностью погружаются в алкогольную субкультуру, что сопровождается потерей общественных и нравственных ценностей и ведет к социальной и духовной деградации. В конечном итоге члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям, родители плохо относятся к детям либо вообще их не замечают. Вся жизнь такой семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами - ригидностью и деспотичностью, им приходиться тщательно скрывать неприятные семейные тайны от окружающих. В правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, часто используются эмоциональные репрессии. Жизнь детей в подобной семейной атмосфере становится невыносимой, превращает их в социальных сирот при живых родителях. В семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей: -недостаточная забота; - неправильный уход и питание; -физическое и сексуальное насилие; -игнорирование душевного мира и переживаний. Низкая самооценка. Система воспитания в неблагополучной семье заставляет ребенка поверить в то, что он в какой-то степени виноват в происходящем: был недостаточно хорошим, совершил много ошибок, следовательно, «заслуживает» все то плохое, что с ним происходит. Все это приводит к постепенной утрате самоуважения и переносе вины взрослых на себя. Своеобразным индикатором психологического климата семьи является эмоциональное состояние и поведение матери. Утрата ею моральных принципов - всегда деструктивный, разрушительный процесс, как для себя самой, так и для других. Жесткое обращение с детьми Все типы неблагополучных семей характеризуются общей чертой – жестоким обращением с детьми. Жесткое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда является серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко - угроза для жизни. К жестокому обращению с детьми относится: Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими, воспитателями физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушает его развитие или лишают жизни. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, а также попытки удушения или утопления. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников до шлепков и порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение, оно всегда сопровождается словесным оскорблением и психической травмой для ребенка. Психическое (эмоциональное) насилие - постоянные или периодические словесные оскорбления ребенка, угроза со стороны родителя, опекунов, учителей, унижение его человеческого достоинства, обвинение в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относится также постоянная ложь, обман ребенка, в результате чего он теряет доверие к взрослым, а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставление их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям. Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщины к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым еще до рождения, ребенок рождается раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желаемой беременности. Такие дети часто имеют низкую массу тела, чаще болеют, хуже развиваются. Большинство родителей, проявляющих физическую жестокость по отношению к своим детям, считают, что быть родителем - значит держать детей в строгости. Они откликаются на плохое поведение своего ребенка единственным известным им видом наказания - физическим насилием. Золотые правила воспитания для родителей 1. Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом. 2. Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми его достоинствами и недостатками. 3. Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности. 4. Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место. 5. Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. 6. Не пытайтесь реализовать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания. 7. Помните, что воспитывают не слова, а личный пример. 8. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален. 9. Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите. 10. Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы. Нельзя 1. Ребенка нельзя бить. Никогда, даже несмотря на степень его вины. 2. Нельзя кричать на ребенка. Точнее, нельзя делать этого постоянно. 3. Если вы накричали на своего ребенка просто потому, что лопнуло терпение, устали или неприятности на работе и чувствуете, что были неправы, имейте мужество извиниться перед ним. 4. Нельзя оскорблять ребенка. 5. Помните, что нельзя пугать ребенка, сея в его душе необоснованные страхи.